Борис Саянский. СКВОЗЬ ДЫМКУ ПРОШЛОГО

(Опубликовано в №30 газеты «Заря Севера» за 1994 год).

Трасса, Колымская трасса. Она и сегодня жизненно важная ар­терия нашей области. Мо­жет, в несколько меньших объемах, но и в наши дни круглые сутки идут по этой трассе многотонные автомо­били с грузами в поселки и на предприятия Колымы.

Но освежим в памяти, не­которые страницы истории автобазы. Как говорится в пока еще не озвученной пе­сне: «Здесь в начале трид­цатых пробивали дорогу, начинался поселок с палат­ки одной...». Все дальше от Магадана в глубь тайги уходили геологи-первопроходцы и вслед за ними мед­ленно, но упорно продвига­лись дорожники. И вот в июле 1933 года на базе не­большого гаража Магадана в крохотном поселке Палатка была соз­дана самостоятельная авто­база № 1 — нынешняя Палаткинская.

Двадцать лет назад, вы­ступая в газете «Заря Севе­ра» с передовой статьей, по­священной 40-летню пред­приятия, его директор П. К. Архипов так описывал пе­риод зарождения автобазы: «Все промышленные здания, а их насчитывалось едини­цы, были временными со­оружениями, мало приспо­собленными. В таких усло­виях провела свои первые годы наша автобаза, и толь­ко в 1937 году был разра­ботан генеральный план строительства качественно нового предприятия», {«ЗС», 26. 07. 1973 г.).

В задачу палаткинских автомобилистов вхо­дило обслуживание грузами открытых на Тень­ке богатых рудных место­рождений. В 1936 году трас­са дошла до Берелеха. Ос­новными дорожными узлами в то время были базы в Ягодном, Атке, Стрелке.

Сохранившиеся в Мага­данском областном краевед­ческом музее документы до­несли до нас многие весьма интересные и примечатель­ные факты той давней по­ры начала деятельности мо­лодого предприятия.

В 1936—37 гг. в Палатку прибывает колонна автома­шин первой магаданской ав­тобазы марок «ЯК-4», «ЗИС-5», «ГАЗ-А». А в ию­ле 1937 года в историю раз­вития транспорта Колымы вошел рейс И. Ф. Андрущенко и Н. Федюкнна, ко­торые переправили на трех­тонной автомашине «ЗИС-5» шуховский котел для элект­ростанции поселка Спорное. Этот котел весил двенад­цать тонн. Немного спустя, на пятитонной автомашине «ЯК-4» водителем Гудимен-ко был перевезен восемнад­цатитонный «сотовый» ко­тел.

В августе 1937 года под руководством первого ди­ректора автобазы Донского и главного инженера Тимо­феева было завершено стро­ительство основных корпу­сов. Автопарк стал насчиты­вать 300 автомобилен.

Поступательное и целеустремленное раз­витие северного края, расширение работ по добы­че полезных ископаемых требовало все больше но­вых рабочих рук. Помимо заключенных, которых вез­ли сюда под конвоем, на освоение Колымы ехали сот­ни и тысячи энтузиастов как по организованному набору, так и по комсомольским пу­тевкам. Две тысячи послан­цев Ленинского комсомола, в частности,' прибыли в бух­ту Нагаево на борту тепло­хода «Феликс Дзержин­ский» 9 октября 1938 года. Среди них — Андрей Яков­левич Виниченко, впослед­ствии прошедший на авто­базе трудовой путь от ме1,.ханнка до начальника цеха, и Иван Федорович Самохва­лов, позднее один из пере­довиков стахановского дви­жения на предприятии, не имевший ни одной аварии на протяжении всей трудо­вой деятельности.

В грозные годы Великой Отечественной войны севе­ряне, как и вес советские люди, своим героическим трудом помогали фронту. Девизом рабочих Палаткинской автобазы стал лозунг: «Все для фронта, все для победы». Бесплатные дека­ды, рейсы, работа по восем­надцать часов в сутки без выходных и достаточного питания — такие подвиги совершали в то тяжелое вре­мя палаткинские автотранс­портники.

Работать приходилось в чрезвычайно трудных усло­виях. Все горючее Шло для фронта. Машины были сро­чно переоборудованы с жидкого топлива на газоге­нераторные установки.

Многие просились на фронт. Но людей от­сюда — из «валютного цеха» страны — отпускали неохотно. Толькочетверым ' из автобазыудалось вырваться на фронт. Среди них и водительЕвгений Алек­сандрович Марков.

Родина ставила перед тру­жениками Колымы все но­вые и новые задачи по уве­личению добычи золота. Воз­рос объем грузоперевозок. На автобазе массовую под­держку получает стаханов­ское движение. Его первым инициатором был И. Ф. Са­мохвалов. Нормы выполня­лись на 120—140 процентов. Объемность груза увеличи­валась до семи тонн. Удли­нялся кузов машины, под­водился третий мост. Ска­зывалась нехватка машин, топлива. Но несмотря на эти трудности, на суровые кли­матические условия, рабочие Палаткинской автобазы полностью обеспечивали не­обходимыми грузами беспе­ребойную работу приисков им. Ворошилова, им. Буден­ного, им. Гастелло, М. Рас­ковой, «Пионерский», «Дусканья» и других.

В 1943 году открылся зимник Кулу-Нексикан. Во­дители перевозили грузы в шестидесятпградусные мо­розы. В тот период Охотс­кое море контролировалось японскими военными- суда­ми. Доставлять продоволь­ствие морским путем было невозможно, поэтому в кон­це 1944 — начале 1945 го­дов по заданию правитель­ства был организован спец­репс. Колонна автомашин, возглавляемая Аксеновым, прошла путь по зимнику, по замерзшим рекам от Хандыги до Якутска и об­ратно.

За доблестный труд в годы Отече­ственной войны госу­дарственных наград были удостоены А. Я. Виниченко, И. Ф. Самохвалов, И. С. Романенко, Я. А. Арссньсв, Н. И. Ибряев, Ф. К. Кули­ков, Ф. М. Кривошей, Д. И. Кравцов, А. П. Угланов и другие. В 1945 годув ведении

Палаткинской автобазы на­ходилось 400 автомобилей Автопарк пополнился маши­нами новых марок «Дай-монд», «КрАЗ».

Водили тяжелые ма­шины по Колымской трассе и женщины — продолжательницы почина Веры Федоровны Пушонок «Девушки, за руль!». Этот почин поддержали комсомолки автотранспорт­ного предприятия Палатки Зинаида Калинина и ее сменщица Галина Плехова. Девушки трудились не ради денег, а ради процентов. Норма перевозок составля­ла 1400 тонно-километров. Кабины машин комсомолок украшали красные звезды ударников.

20 августа 1945 года в Нагаево магаданцы тепло встречали посланцев комсо­мола — 2000 девушек, при­бывших из Куйбышева. Тридцать из них направили на Палаткннскую автобазу. Среди них была и Людмила Сергеевна Краевская. Еще в 1939 году по призыву Ва­лентины Хетагуровой восем­надцатилетней девушкой она поехала строить Комсомоль­ск-на-Амуре. В годы вой­ны стала шофером. Радо­стный день Победы встрети­ла в разрушенном Сталин­граде. По прибытии в Па­латку жила в неустроенном общежитии без света, без тепла. Людмила Сергеевна — мать семерых детей.

После войны началась полная реконструкция про­изводственной базы пред­приятия — зон ТО и всех отделений этого ведущего цеха, цеха текущих ремон­тов. Одновременно стро­ились новые помещения, на автобазу пришли первые ди­зельные автомобили. К на­чалу пятидесятых годов предприятие полностью пе­решло на отечественные ав­томашины.

В 1966 году автобаза № 1 поселка Палатка была переименована в Палаткинскую автобазу. С этого времени предприятие одно из первых в области работает в новых условиях планирования и экономиче­ского стимулирования. В том же 1966-м автобаза заняла первое место в Союзе по пе­ревозке грузов. С этого вре­мени стало традицией — быть первыми, авангардом автотранспортников страны.

За достигнутые успехи в выполнении заданий семи­летнего плана по развитию цветной металлургии СССР в 1966 году награждены: орденом Трудового Красно­го Знамени — водитель Д. М. Коваленко; орденом «Знак Почета» — мастер цеха Л. А. Астафьев; ме­далью «За трудовое отли­чие» — директор автобазы П. К. Архипов, водитель Н. А. Жищенко; медалью «За трудовую доблесть» — слесарь Д. И. Кравцов.

А в 1970 году Родина от­метила наградами: орденом Ленина — водителя Ф. М. Кривошея; орденом Трудо­вого Красного Знамени — директора автобазы П. К. Архипова, автослесаря А. Н. Рычкова; орденом «Знак Почета» — водителя И. Д. Лардугпна, токаря В. С. Карпова, экономиста Б. Н. Агафонова.

В 1975 году автобаза пе­решагнула заветный 100-мпллпонный рубеж по гру­зообороту. Соревнование возглавляли ветераны пред­приятия — коллективы бри­гад № 3, 4, 11, возглав­ляемых В. Д. Поповым, В. И. Христенко, Ю. Г.. Бражниковым. В 1977 году передовые экипажи водите­лей выступили с почином — выполнить пятилетку за че­тыре года. Среди инициато­ров были И. Д. Лардугин, А. П. Шкапенко, Ю. Г. Бражников, Н. В. Августи-пович и другие. Обращение было поддержано всем кол­лективом, и десятая пятилет­ка вошла в историю автоба­зы яркой, незабываемой страницей.

Трудовой вклад автотранспортников Палатки был оценен по достоинству. Первым Героем Социалистического Труда среди водителей объединения «Северовосток-золото» стал палаткинец, бригадир передовой бригады Д. М. Коваленко. Орденоносцами стали П. Ф. Ковбаса, В. Д. Попов, В. Д.
Смагпн, А. П. Шкапенко и другие.

… Годы перестройки, постперестроечное время, радикальные перемены в нашей, жизни, борьба за выживание вусловиях рыночных отношений болезненно отразились и на работе коллек­тива Палаткинской автобазы. Вглядываясьв дымку прошедших десятилетий пусть автотранспортники Палатки в дниюбилеяс: глубоким уважением вспом­нят ветерановтруда, всех тех, чей жизненный путь неразрывно связан со славной историей их родного пред­приятия.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...