Павел Засухин. ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАНИЦАХ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ИСТОРИИ

(Опубликовано в газете «Заря Севера» №52, 2017 год, и №3, 2018 год).

Во время подготовки одного из крупных краеведческих проектов, который не реализован на бумаге до сих пор, передо мной как-то поставили вопрос: отразить изменения границ и статуса Хасынского района на протяжении 50 лет. Задача эта оказалась не такой простой, как кажется на первый взгляд, и оказалась сопряжена с некоторыми интересными историями.

Начнем, пожалуй, с текста основного документа — решения Исполнительного комитета Магаданского областного Совета депутатов трудящихся № 18 от 5 января 1967 года «Об образовании Хасынского района».

«1. Образовать Хасынский район в составе Магаданской области с центром в рабочем поселке Палатка. В административное подчинение Хасынского района передать населённые пункты:

Палаткинского поселкового Совета (Палатка, Карамкен, Новая Палатка, 19 км Тенькинской трассы, 93 км основной трассы, 118 км основной трассы).

Стекольнинского поселкового Совета (Стекольный, Хасын, Агробаза).

Соколовского поселкового Совета (Сокол, Новая Армань, Сплавная, Молочная, Уптар, 32/30 км и отдельные жилые дома в районе бензопровода и основной трассы от 26-го до 57-го км включительно).

Аткинского поселкового Совета (Атка, Черное Озеро, Яблоновый, 174 км основной трассы, 196 км основной трассы, 220 км основной трассы).

Мякитского поселкового Совета (Мякит, Крохалиный, Стрелка).

Тальского поселкового Совета (Талая, Арарат, 13 км Тальской трассы). „

Как видите, в тексте встречается множество совершенно безликих населённых пунктов, отмеченных километрами, по традиции, оставшейся от Дальстроя. Сложность ещё в том, что сейчас километраж трасс частично изменился, и отметки могут не совпадать с современными. Разберём, что это были за пункты.

В основном, это, конечно, различные стационарные точки дорожных предприятий — в блаженные советские времена перед каждым перевалом или иным местом, где в холодное время года мог произойти снежный занос, дежурила техника, находившаяся в тёплых гаражах, и сменяемый персонал.

Из примечательных: 19 км Тенькинской трассы — это дорожная дистанция, что стояла немного не доезжая до реки Нелканди. На одной из карт 1980 года издания я встретил отметку картографа: “Дор. дистанция Эман». Являлось ли «Эман» официальным или неофициальным названием этого места — мне так и не удалось установить, нигде в доступных мне источниках посёлочек под таким именем не фигурирует.

Тут надо сказать, что мои современные земляки не очень чётко представляют, где на Тенькинской трассе проходит граница с одноимённым районом? А проходит она по перевалу Гусакова, на 42 км. Кстати, назван он в честь бульдозериста, в 1966 году попавшего здесь под лавину и погибшего вместе с машиной (говорят, искали его бульдозер больше двух недель).

93 км основной трассы — дорожная дистанция между Палаткой и Карамкеном. Она была необходима, так как постоянная база ДСУ в Новой Палатке построена только в 1975 году. Кроме того, на этом месте находился самый первый палаткинский пионерский лагерь, о котором вспоминал, например, старожил посёлка В. А. Лебедев.

118 км основной трассы — дорожная дистанция перед Карамкенским перевалом.

32/30 км — в данном документе это бывший разъезд «Хабля» узкоколейной железной дороги «Магадан — Палатка». Потому так странно и обозначен, что представляет собой не точку, а, скорее, отрезок. На одной из карт брежневской эпохи, где «железку» уже не рисовали, отмечен россыпью домиков с подписью «подсобное хозяйство».

174 км основной трассы — дорожная дистанция перед перевалом Яблоновый (не перед посёлком, а перевалом).

Яблоновый известен именно, что своим странным именем, простите за каламбур, относящемуся и к посёлку, и к перевалу, и к ручью, и к горному хребту. В газете «Заря Севера» в 1967 году и даже позже его упорно писали через «Е»: «Яблоневый». Таким образом, казалось, что произошло это название от яблонь, которые тут сроду не росли. На самом деле, верное написание «ЯблОновый», через «О». Это подтверждается несколькими картами 17-19 вв. и записями исследователя Я. Линденау. Слово юкагирское, по словарю Леонтьева-Новиковой может означать либо «путь, дорога», либо «смерть».

Умирал, кстати, этот некогда уютный посёлок очень долго. Одними из последних из него ушли авиаторы — до середины 90-х там находился авиапривод, обеспечивавший рейсы гражданских самолётов. А я был лично знаком с человеком, сохранившим яблоновскую прописку ещё в начале 2000-х.

196 км основной трассы, 220 км основной трассы (около ручья Этащ) и 13 км Тальской трассы — также дорожные дистанции.

Ю. А. Стариков, работавший в советскую эпоху инженером по безопасности движения на Палаткинской автобазе, вспоминает, что в шестидесятые-восьмидесятые дорожники со своими обязанностями справлялись отлично, в том числе, и потому, что имели разветвлённую сеть этих опорных пунктов на трассах. Этому компетентному мнению можно вполне доверять: Юрий Александрович в обстоятельствах каждого ДТП с участием «базовских» машин разбирался в силу должностных обязанностей.

Теперь поговорим о границах поссоветов, которые также с течением времени изменялись. Прежде всего, надо отметить, что наибольшему числу реорганизаций за исторический период подверглись территории, на которых находится поселок Талая и его окрестности. Там запутано всё так, что мама не горюй!

Изначально, с момента основания, поселок Талая входил в состав Среднеканского района. В 1963-м там создали собственный поссовет, чьи границы охватывали, в том числе, и одноимённый совхоз. Выборы прошли 26 мая того года, председателем была избрана А. П. Артемьева, в числе первых потом получившая звание «Почётный гражданин Хасынского района». В 1965-м Талую передали из Среднеканского района в Ягоднинский. А в 1967-м, наконец, подчинили вновь образованному Хасынскому.

Посёлок совхоза «Талая» признали отдельным населённым пунктом уже в 1971 году, согласно решению Магаданского облисполкома № 46 от 28 января. Но в 1984-м совхоз присоединили к посёлку обратно и стали рассматривать, как единое целое. В чём был смысл этих «сходов-разводов» — с теперешней колокольни не очень-то углядишь. Тем более, что совхоз «Талая» старше одноимённого посёлка и курорта. Совхоз (на момент создания — оленеводческий) в 1934 году переехал с берегов реки Бохапчи на то место, где будет основан санаторий (в 1941-м). А потом санаторий забрал все строения совхоза себе, и тот передвинулся туда, где его руины пребывают по сию пору.

Интересно отметить здесь, что «хозяйство» санатория не было сосредоточено лишь в границах одноимённого посёлка. Собственно, источники минеральной воды находятся в нескольких километрах по окружности. А на берегу озера Рыбное (оно же — озеро Голубое) в восьми километрах в описываемый период существовала лодочная станция с аттракционами для отдыхающих, как вспоминала один из старожилов посёлка О. Ф. Банникова.

Следует учесть также, что место расположения исправительной колонии ИТК 261/3 в Талой во многих источниках выделяется как отдельный населённый пункт — Почтовый. Тем не менее, он всегда официально считался частью посёлка Талая и никогда не отмечался ни на каких картах в качестве самостоятельного. ИТК ликвидировали в 2005 году, после того, как там «накрылась» котельная.

Мне приходилось посещать тальскую «зону» в качестве корреспондента газеты только в последние годы её существования. Тем не менее, о знаменитых «сидельцах» там память сохраняли. В ИТК 261/3 «отметились», например, писатель-диссидент А. А. Амальрик, автор пророческой книги «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», и бандит Билык-младший — один из прототипов персонажей художественного фильма «Грачи».

Посёлок Буюнда на 1967 год таковым не считался — это была исправительная колония, сохранившая свои функции со времён УСВИТЛа, на тот момент там пребывали уголовники, занимавшиеся лесоповалом. Долгое время у меня был в коллекции самодельный значок, на котором слово «Буюнда» было выбито поверх изображений циркулярной пилы и трелёвщика, — сделал кто-то из тамошних колонистов.

А вот вполне отдельный и заметный посёлочек Поворотный, на 1967 год уже существовавший, почему-то в документах о создании района вообще не упомянут! Хотя там были и столовая, и небольшая гостиница. Чем вызвана такая коллизия — Бог весть. (К слову, в начале двухтысячных у районного руководства даже были планы восстановления Поворотного: как часть общих планов по возрождению санатория «Талая». К сожалению, окончились они ничем).

И, кстати, ещё один посёлок, реально существовавший в 1967 году, не перечислен в решении исполкома Магаданского облсовета № 18 — это Буркот. Опять же, не ясно, почему.

Новую Палатку присоединили к райцентру в качестве микрорайона решением № 52 от 10 февраля 1984 года Магаданского облисполкома. Этим же решением слился со Стекольным посёлок Агробаза, то бишь, центральная усадьба совхоза «Хасынский». Ну, здесь смысл, по крайней мере, к укрупнению населённых пунктов просматривается: что там, что там микрорайоны были сильно интегрированы в главные поселения.

Часть Соколовского поссовета, за исключением Новой Армани, Сплавной и Молочной вернули в подчинение Магаданскому горсовету в середине 1970 года. Связано сие было, конечно же, с тем, что на финишную прямую вышло строительство в Соколе нового аэропорта. Завершится оно открытием здания пассажирского аэровокзала в 1973-м. Строительство велось, кстати, очень долго — формально с 1958 года, когда комиссия ГУ Гражданского воздушного флота определилась с земельным участком.

Само собой, сельскохозяйственные посёлочки остались за совхозом «Хасынский» — раздёргивать их по разным административно-территориальным единицам было экономически нецелесообразно.

Не могу не сказать, что с именем посёлка Сокол связана интересная история. Он основан в 1960 году и первоначально носил название «54 км» или «Строитель» (в честь названия первой улицы Строителей). О конкурсе на лучшее название написал историк А. Г. Козлов в статье «Но Сокол все-таки взлетел»: «21 апреля 1961 года состоялось общее собрание жителей поселка, на котором присутствовало 179 человек. В принятом решении было записано: «Слушали: выступление рабочего тов. Зуйкина Т.Д. и начальника строительного управления № 4 тов. Фурманова о ходатайстве перед городским исполнительным комитетом Советов депутатов трудящихся о присвоении поселку названия поселка имени Юрия Гагарина. Постановили: просить городской исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся присвоить поселку название имени Ю. Гагарина». Решение было поддержано, соответствующее ходатайство было направлено в облисполком, так как поселок «54 км» относился к Стекольненскому поссовету. Однако дальнейшее продвижение было приостановлено, так как появились другие предложения – «что-то связанное с авиацией».

(Замечу в скобках: в тот исторический период имя Гагарина пытались присвоить чуть ли не каждому второму создаваемому населённому пункту в СССР, поэтому, наверное, хорошо, что колымчане остановились на ином варианте).

Интересно, что Уптар официально обрёл своё нынешнее имя в документах только в 1973 году. При Дальстрое его называли «посёлок 47-го километра», а с 1970 года — крайне неуклюжим официальным словосочетанием «Перевалбаза строящейся Колымской ГЭС».

Посёлок Чёрное Озеро — это ещё одно поселение дорожников, образовавшееся на месте отдельного лагерного пункта сталинских времён. По некоторым воспоминаниям старожилов, здесь во время Великой Отечественной войны в окрестностях добывали торф для отопления. Жилые здания находились, в основном, не на берегу самого озера, а чуть севернее него — у слияния ручья Черноозёрского и реки Левая Хета. Закрыт посёлок был официально ещё при Брежневе. А сейчас там даже от руин почти ничего не осталось, только направления бывших улиц просматриваются сквозь растительность.

Множество легенд породило это озеро в народе: и то, что там массово расстреливали заключённых, и что там, дескать, выбросы на поверхность радона и сероводорода, и что по мистическим причинам на берегах не живут ни птицы, ни звери. В Интернете, порой, переиначивают даже гидроним, называя озеро не Чёрным, а «Мёртвым» — есть, дескать, такое Мёртвое озеро в Магаданской области, где у меня друг (жена, собака) пропал (пропали)...

На поверку, все эти легенды не имеют под собой никаких оснований, хотя, конечно, туристов привлекают до сих пор. Лично могу засвидетельствовать, что всякая живность там водится и никакой мистики не боится. Да и с местами массового захоронения расстрелянных озеро никак не соотносится.

В 1969 году из Мякитского поселкового выделился Стрелкинский сельсовет, к которому отнесли также недолго существовавший дорожный пункт на 362-м километре.

Крохалиный — этот населённый пункт получил название от одноимённого ручья. Судя по всему, первыми, кто в нём обосновался при Дальстрое, были геологи. Долина ручья до сих пор содержит определённые запасы россыпного золота.

Всё это территориальное и человеческое богатство мы потихонечку потеряли. Согласно Всесоюзной переписи населения 1989 года, в Хасынском районе проживало 26643 человека. По данным этой же переписи, население посёлка Палатка впервые превысило 10 тысяч человек. У нас всерьёз заговорили о получении Палаткой статуса города — для этого были все основания, включая способ занятости большинства населения — в промышленности. Отсюда и легенда о «Златогорске» — так, якобы. собирались назвать будущий город.

А вот по Всероссийской переписи 2010 года — в районе осталось лишь 8141 человек.

После распада СССР пошла волна сокращений, расселений и ликвидаций. В 1994 г. в районе были упразднены населенные пункты Стрелка и Мякит, в 1996 г. — Арарат, Буюнда, в 2014 г. — Карамкен, в 2016 г. — Буркот, Молочная, Поворотный, Новая Армань. Официальные даты упразднения — и это важно! — далеко не всегда совпадают с фактическим прекращением жизнедеятельности в обозначенных пунктах. К тому же, многие посёлки Колымы, фактически лишившиеся населения, по сию пору на картах отмечаются как полноценные, но таковыми не являются. Пример: Атка и Сплавная, на сегодня лишившиеся большей части жителей и социальной инфраструктуры.

О многих примечательных историях, связанных с расселением посёлков Хасынского района, пришлось писать корреспондентам газеты «Заря Севера», и мне, в том числе. В тот период хватало личных человеческих трагедий, страстей, переживаний и разочарований. Почти повсеместно находились чудаки, которые оставались на долгое время жить в покинутых соседями домах, отключенных от электричества и водоснабжения.

С высоты сегодняшнего дня можно заметить, что относительно безболезненно прошло упразднение более мелких населённых пунктов. В начале 90-х районная власть самостоятельно распределяла средства для расселения граждан и, в принципе, недовольных было немного: тогда цены на жильё в Магадане и Палатке были очень низкими, тот же стрелкинец на выделенную сумму мог приобрести квартиру в райцентре.

А вот вокруг Карамкена позже сложилась целая драматическая эпопея, завершившаяся только с аварией на хвостохранилище ГОКа в 2008-м...

Нельзя не сказать, и то, что Хасынский район в 1990-е претерпел несколько изменений своего статуса, как единое муниципальное образование.

5 июля 1999 года законом Магаданской области № 80-ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области» были упразднены Ольский и Хасынский районы. В административное подчинение города Магадана были переданы Арманский и Ольский поссоветы, Балаганский, Гадлинский, Клёпкинский, Тахтоямский, Тауйский, Талонский и Ямский сельсоветы упразднённого Ольского района; Аткинский, Карамкенский, Палаткинский, Стекольненский, Тальский поссоветы упразднённого Хасынского района, из которых были образованы Арманский, Ольский и Хасынский округа Магадана.

Это решение было принято в связи с тем, что город Магадан «выбил» для себя статус Особой экономической зоны с пониженным налогообложением на импортные товары. Тогдашний губернатор области В. И. Цветков не без оснований решил, что чем большая территория войдёт в состав города, тем лучше для экономики — ведь по первоначальному проекту границы ОЭЗ должны были совпадать с административными городскими.

Как результат, в народе родилась шутка, что Колымская трасса — самая длинная в мире городская улица.

6 августа 2002 года законом Магаданской области № 274-ОЗ это решение было отменено, Ольский и Хасынский районы восстановлены. Но в этом статусе мы просуществовали до принятия Закона Магаданской области

от 8 апреля 2015 года № 1885-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований „поселок Палатка“, „поселок Атка“, „поселок Талая“, „поселок Стекольный“ путем их объединения с наделением статусом городского округа». Переход к структуре городского округа произошёл в 2016 году.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...