Анжела Ударцева. АВТОВОКЗАЛ ОТКРЫЛСЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ТЕПЕРЬ РАБОТАЕТ ПО РАСПИСАНИЮ

(Опубликовано в №32 газеты «Заря Севера» за 2019 год).

Автовокзал посёлка Палатка — он всегда был, есть и, наверное, будет, пока не пропадёт спрос в рейсовых автобусах. Но люди не настолько быстро и все сразу богатеют, чтобы каждый из нас смог ездить на личном транспорте. Поэтому общественный транспорт остается очень востребованным, особенно в заявленные утренние, обеденные и вечерние часы, когда из Палатки есть рейсы не только до аэропорта, но и прямые до Магадана — нашей колымской столицы, куда нередко, как в Рим ведут дороги у жителей трассовских поселков.

Но рейсовые автобусы, понятно, предполагают и «точку отсчета», а именно — крытые остановки для пассажиров. Что касается Магадана, то там, как областному центру и полагается, есть автовокзал, куда приезжают, как в конечный пункт, рейсовые автобусы из разных уголков трассы. Причем, надо отметить, что городской автовокзал не относится к какому-то отдельному транспортному предприятию, а всегда был самостоятельной единицей и с наличием общей диспетчерской. Есть и зал ожидания, и посадочные площадки. Но, безусловно, иметь автовокзал в каждом колымском райцентре — это слишком жирно. Как правило, районные автовокзалы были «привязаны» к какому -то транспортному предприятию. Но вот развалился в Хасынском районе МУП «Транспортник», канули в Лету и прежняя жизнь автовокзала вместе с диспетчерской и другой функциональной деятельностью. Порядка шести лет назад площади автовокзала, который по-прежнему является муниципальной собственностью, были сданы в аренду индивидуальным предпринимателям, и в итоге автовокзал стал площадкой торговли — пусть не особенно бойкой и оживленной, но многие жители Палатки и ближайших поселков тут покупают одежду, обувь и прочее, считая цены самыми приемлемыми. А что же стало с автовокзалом как таковым? Он не выполнял свои функции для пассажиров. И это неоднократно вызывало недовольство со стороны населения — одна из «громких» жалоб докатилась до губернатора области С. К. Носова, и вот некоторые меры со стороны муниципалитета Хасынского городского округа были предприняты таким образом, чтобы автовокзал открывал свои двери не только для покупателей товара, но и по своему прямому назначению был бы местом ожидания для пассажиров. Автобусы как и раньше, так и сейчас останавливаются возле здания автовокзала, но вот что касалось того, чтобы где-то переждать дождь или снег в ожидании рейса, чтобы где-то в цивильном понимании справить нужду — на это порядка шести лет, как «заселились» в автовокзал предприниматели — акцент не делался. Все происходило самотеком.В начале июля перемены случились. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, глава Хасынского округа Б. В. Соколов вместе с главным специалистом КУМИ О. Е. Сологуб побывали в здании автовокзала и попросили предпринимателей переустановить свои точки торговли таким образом, чтобы большой коридор в автовокзале не был заполонен самодельными витринами с товарами, а был бы местом ожидания для пассажиров. При этом вдоль огромных окон коридора были поставлены старенькие скамейки (еще родом из «Транспортника» так и сохранились).И, главное, чтобы для пассажиров был предусмотрен беспрепятственный доступ к санузлу, который в автовокзале имеется и являлся ранее по большому счету служебным туалетом для самих предпринимателей. Но теперь функции торговцев были на устном уровне объединены с функциями общественных «наблюдателей» за местом пребывания пассажиров, заходящих в автовокзал. Предприниматели, если раньше могли приходить на работу по своему личному графику, равно как и уходить, то теперь они приходят примерно к девяти утра (когда приезжает рейсовый автобус из аэропорта, заходящий в Стекольный и Хасын по пути). Многие пассажиры едут из этих поселков на работу или по делам в Палатку. Была достигнута договоренность, чтобы к прибытию автобуса предприниматели, имеющие ключи, открывали двери автовокзала. Также и вечером, они уходят с работы не в пять вечера, как им было привычно, а на час позже, поскольку в 18 ч. 10 м. отправляется вечерний автобус из Палатки до аэропорта, и он является одним из самых многолюдных, и опять таки, у кого-то из пассажиров могут возникнуть вопросы — а где можно посидеть до отправки рейса, а можно ли воспользоваться туалетом? Словом, все те же самые животрепещущие вопросы, которые особенно актуальны для пассажиров в холода, в проливные дожди, которые для Колымы — частое явление. А бывает ведь, что автобус задерживается и легче переждать непогоду в закрытом помещении, а не под открытым небом. Все же, когда не являешься пассажиром, то таких проблем не возникает. О них и не задумываешься. А если собираешься вместе в дорогу с ребенком, то тут бывает все гораздо хлопотнее — детям труднее переживать холод и непогоду, они и в туалет могут попроситься в любой момент. К моему визиту на автовокзал, а я решила туда зайти за минут десять до отправки обеденного автобуса (по направлению Магадан -Палатка), предприниматели отнеслись доброжелательно, как к любому другому пассажиру. Их главное условие — никогда не навязывать купить товар. Они и раньше всегда вели себя таким образом. — Присаживайтесь, осмотритесь, — сказала мне одна из предпринимателей, Ирина. Скамейки, действительно, установлены в просторном коридоре возле окон автовокзала. Сидеть на них было удобно. Что касается туалета, он хоть и находится закрытым, но если кому-то требуется, то за символическую плату пассажиров да и просто посетителей автовокзала туда пускают. При этом там есть все необходимые принадлежности, и, кстати, сама туалетная бумага — не из самых дешевых, а наоборот, из тех, что помягче и подороже. Все эти предметы — бумагу, мыло, освежитель воздуха и весь набор для обработки и промывки санузла закупают сами предприниматели за свои кровные деньги. Более того, бывает, что в туалет они многих пускают бесплатно: то человека в солидном возрасте, то маму с ребенком, а то и несколькими детьми. Так что, понятие «торгаши и барыги» это не про этих палаткинских предпринимателей — у них у самих проблем невпроворот, но человеческое участие у них всегда присутствует. Они, конечно, до конца не понимают, почему они теперь должны строить график работы в соответствии с рейсовым расписанием автобусов, особенно многолюдных рейсов (а это кульминационные точки — 9 утра и 6 вечера), но взяли на себя такие вверенные им обязанности. Равно как и убирают бесплатно за каждым пассажиром, который попросится в туалет. Что качается уборки коридора — нынешнего места ожидания автобусов, то здесь у них уже давно установлен график, еще в то время, когда они могли в этом коридоре развешивать товар. Теперь товар убран, и само просторное помещение стало каким-то мрачноватым. Это потом я поняла, что разноцветный товар скрывал старые стены, раскрошенные плинтус, а сейчас все «оголилось», но зато есть где ждать общественный транспорт. Посидев на лавочке в здании автовокзала, поговорив с предпринимателями, я еще до ухода автобуса, пообщалась и с самими пассажирами (а некоторые из них забегали спешно в автовокзал воспользоваться услугами «клозета»), и с водителем. Безусловно, все рады, что есть где переждать непогоду в случае чего. Об этом неоднократно говорил и гендиректор АТП «Снежное» А. В. Крамаренко, который ратовал за то, что пассажиры во всем должны иметь комфорт — не только во время поездки, но и во время ожидания. Правда, он говорил о более современных «крутых» автобусных остановках с биотуалетами и местами для ожидания и подзарядки мобильных устройств. Но, все же, такая цивилизация требует больших средств, причем, не из скромного муниципального бюджета, а в рамках областной или даже федеральной программы. Но такое совершенствование ради комфорта пассажиров — это дело неизвестного будущего. А пока — лучше синица в руках, чем журавль в небе.Все же, надо отдать должное, что и предпринимателей не попросили с автовокзала, а дали им возможность и дальше торговать товаром, и пассажирам пошли навстречу, решив их самые животрепещущие вопросы ожидания рейсового автобуса. — Что же касается вопросов со стороны предпринимателей относительно уборки санузла и графика их работы, то странно, почему они молчали раньше, когда мы там на месте побывали и все совместно с ними — «хранителями» автовокзала по воле судьбы — и главой округа решали, прямо в самом здании автовокзала, где они продают свой товар, — отметила главный специалист КУМИ О. Е. Сологуб. — Если все же есть с их стороны недопонимание, мы готовы встретиться еще раз все оговорить, пусть при необходимости придут к нам в КУМИ, мы готовы выслушать их! — Ольга Евгеньевна, наша Палатка, бесспорно хорошеет, при этом благоустройство ведется не только за счет известного спонсорского участия, но и за счет муниципальных программ — те же сделанные в разных уголках поселка новые тротуары. А, может, и внутри автовокзала будет ремонт? — Нельзя в этом плане ничего загадывать и утверждать, жизнь меняется каждый день и подбрасывает что-то новое. Но пока скажу так — за счет бюджета сделать ремонт нет возможности. Что будет дальше — посмотрим, — отметила О. Е. Сологуб.Да, поживем — увидим, мудрое изречение из ряда вечного. Что касается автовокзала, известно, что у предпринимателей договоры аренды заключены до 2020 года (до конца лета), а дальше, как они сами говорят — они уже не будут перезаключать свои договора на новый период. В былое время торговля-то шла не особо важно, а сейчас если она пойдет и дальше с «общественными нагрузками» в плане уборки туалета за пассажирами и подстраивания графика работы под расписание рейсовых автобусов, то кто-то из них, может и раньше срока аренды свернет деятельность. Сами, как они говорят, нанимать уборщика общественного туалета не имеют возможности. А выживать им как-то нужно тоже.Но кто знает, не исключено ведь, что в следующем году появится новый арендатор и совершенно свежим взглядом посмотрит на существующую жизнь здания автовокзала. А может появится даже не новый арендатор, а собственник? Но всему свое время.А сейчас главное, что пассажиры своим публичным недовольством «отвоевали» себе зал ожидания и санузел — не без помощи муниципалитета. Любой пассажир скажет, что это важные обстоятельства.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...